С точки зрения интерпретации картинок наше внимание собирает по тому шаблону, который имеет приоритет или же, который привычнее собирать.
Вот взять типичную картину, где на рисунке имеется в одном случае лицо, а в другом, скажем общая картина. Внимание большинства юзеров тут же выделит именно лицо в первую очередь, т.к. в обычной социальной жизни внимание так и натренировано сразу же выделять лица у окружающих, т.к. важно считывание эмоций и прочая невербальная коммуникация.
Другой вид картинки нужно поддерживать, т.к. проще собрать наиболее очевиную для восприятия вещь, здесь все верно на 100%.
Глоссом в данном случае будет являтся с одной стороны лицо, а с другой аналогичная картина.
Подглоссы же будут разные. В случае с лицом подглоссами будут являться особое сочетание характрерных черт, что будет уже достаточным для сборки глосса "лицо"
Другая картинка собирается из подглоссов, которые более сложны для такой сборки - целый набор не сразу узнаваемых деталей, котоые нужно слить воедино. Обычно их несколько, и они собираются в момент, когда можно сказать что есть что на картинке.
А пока существует неопределенность, то сборка происходит по "проторенной" дорожке.
Таким образом навыки внимания - способность формировать глоссы из подглоссов определенным образом, т.е. по шаблону.
Теперь касательно разбора ситуаций. Начну с начала, не знаю как можно делать такие разборы, поэтому анализ и критика приветствуются.
Управление самолетом.
Я кроме как на симуляторах самолетом не управлял, но все же попробую составить разбор.
Тут есть несколько ключевых моментов, примерно следующего содержания:
1) знание принципов "правильного" взлета, посадки или полета, типа угол наклона, скорость и пр.
2) оперирование показаниями приборов, как то - высота, работа двигателей, температура и пр.
3) связь с диспетчерской службой
Возьмем к примеру Глосс "посадка", где управление заключается в соотнесении одних параметров(или еще назовем их показаний тела) с данными извне.
Глоссы собираются из тех подглоссов, которые могут быть понятны любому человеку - ощущение скорости или ускорения, торможения, положения тела, наклона, данные приборной панели, данные от диспетчера и пр., с помощью навыков внимания по шаблонам, которые формируются при накоплении летного опыта.
Форматированные виды дискуссий.
Обычно в данном случае важно умение быстро анализировать поступающую информацию от оппонента или слушателей.
В сочетании с умением управлять направлением беседы и проявляются основые свойства навыков ведения дискуссий.
В данном формате необходимо также постоянно удерживать во внимании основную мысль или идею, вокруг которой строится дискуссия и стараться не выходить за ее пределы, т.к. порой правила могут жестко ограничивать человека в свободе изложения, например по времени.
И тут также не менее важным является способность быстро и четко формулировать мысли.
Глоссом, в данном случае, может быть сформулированная(сгенерированная) мысль в ответ на поступившую информацию.
А подглоссы - информация извне, рамки дискуссии, внутренний набор мыслей(точка зрения).
Навыком внимания будет способность собрать глосс из подглоссов каким-либо способом.
Например сразу выделять идею, заложенную в мысль при осознании информации и соотносить ее с внутренними доводами. Или может быть способность запоминать ключевые фразы и уже в процессе ответной реплики производить анализ. Здесь может быть много разных стратегий в зависимости от того насколько навыки внимания развиты переключаться с обычной формы беседы на специализированную.
Здесь можно даже привести шаблон, который может быть проявлен в этом формате при устной форме дискуссии - анализ поступившей информации после начала ответа, который начинается с общих вводных фраз, для возможности в это время более полно осознать новую входящую информацию и соотнести со своими тезисами и/или базой знаний по тематике.
Правила дорожного движения со стороны пешехода.
Для пешехода есть в основном два Глосса, которые удобно обозначить как "Можно" - "Нельзя"
Подглоссы - сочетания сигналов знаков/сфетофора с поведением водителей.
Данный Глосс определяется тем, насколько высок риск для жизни, поэтому навыки внимания сразу же определют ситуацию в которой он может быть, а уже потом проходит вся другая информация. Если внимание не выделяет признаки опасности, то дальше уже проходит информация от дорожных знаков, разметки или светофора. И сочатние данных подглоссов(Недвижимость видимых машин, разрешающий сигнал светофора и пр) определяется в ГЛосс "Можно" или "Нельзя" производить действие. Шаблон по которому работает навык внимания различается от человека к человеку, да в принципе у одних и тех же людей он может различаться в зависимости от ситуации, например в групее других людей он находится или один, но шаблон все равно обычно строится по принципу выявления опасности.
Пока на этом остановлюсь, т.к. я еще не уверен, что делаю разбор как надо и вообще адекватен ли он.
По поводу экспериментов у меня возникла идея попробовать переключаться на восприятие окружающих объектов в виде их геометрических фигур. Объекты - дома, автобусы, машины, строения. В чем-то можно увидеть куб, в чем-то полусферу или конус и т.п.