Матрица тоналя

Аватара пользователя
ioneks
Сообщения: 2509
Зарегистрирован: 10 мар 2010, 18:23:08

Матрица тоналя

Сообщение ioneks » 10 янв 2025, 12:57:29

Пытаясь разобраться с вопросом личной силы я нащупал кое что интересное и хочу с вами этим поделиться. Это знание является абстрактным, поэтому я не могу его просто изложить «в воздух». Для этого мне нужен собеседник, а лучше — собеседники, до которых я это знание донесу. Заодно и сам смогу хорошо рассмотреть его с разных сторон (с ваших колоколен). Поэтому приглашаю желающих к приятной беседе.

По моим изысканиям выходит так, что личная сила связана с таким понятием, как матрица тоналя. Матрица тоналя — это красивые слова, но что за ними стоит? Где внятно написано, что это такое? Как этим пользоваться в собственной практике? Фиг его знает, не так ли? А вот я вам сниму завесу тайны с этого понятия, сделав его для вас таким же конкретным и практичным, как правил дорожного движения или рецепт варки пельменей.

Слово «тональ» не спроста родственно слову «тональность», хорошо известному в музыке. Скоро мы увидим, что тональность является частным случаем тоналя, применительно к частоте звука. Поэтому для начала нашего разговора давайте разберёмся с тем, что такое тональность в музыке. Знание музыкальной грамоты от вас не потребуется, мы всё обсудим в очень простых терминах. И главное понятие, которое нам тут понадобится — это резонанс.

Резонанс — простая и удивительная вещь. Если вы не уверены, что хорошо понимаете, что это такое — обязательно хорошо изучите этот вопрос. В Сети полно материалов об этом, легко и красочно всё это объясняющих. Но мало где вы узнаете о том, что именно резонанс является фундаментальной основой музыки. Он настолько лежит в её корне, что это проще понять физику, чем музканту. И именно резонанс является основой интересующего нас понятия тональности.

Резонанс — это совпадение частот колебательных процессов. Если вы качаете качелю в такт её качаниям, то она раскачивается всё сильнее, даже если вы качаете по чуть-чуть. Потому что частота колебательного (т.е. периодического) процесса толкания совпадает с частотой колебательного процесса качания качели. Это резонанс. Если качать качелю не в такт её качкам, то она не будет особо раскачиваться, потому что вы будете с вероятностью 50/50 попадать то по ходу, то против хода качели, и ваши усилия будут сами себя компенсировать.

Подумайте, понятно ли вам это. Может быть, что-то надо уточнить или пояснить? Для наглядности возьмите маятник — грузик на верёвочке — и начните легонько на него поддувать в такт его качаниям. Вскоре он раскачается. А теперь возьмите часы с секундомером, и начните поддувать на тот же маятник ровно раз в секунду. И вы увидите, что он не начнёт раскачиваться — лишь слегка покачиваться. Попробуйте, попробуйте. Даже если вам это ясно как день — покажите это своему телу. Оно вам потом подбросит инсайтов при развитии нашей темы. Для особо жаждущих знания — поиграйте с длиной верёвочки маятника. Сокращая или удлиняя верёвку не более, чем вдвое вы будете изменять собственную частоту маятника, и можно добиться того, что поддувания раз в секунду все-таки будут раскачивать маятник. Это будет означать, что собственная частота маятника станет резонансной к ежесекундному поддуванию.

Дроу
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 13 ноя 2024, 17:12:24

Re: Матрица тоналя

Сообщение Дроу » 10 янв 2025, 14:09:18

Готов быть одним из собеседников. Про матрицу тоналя знаю только из книг КК, как он был очарован ею, когда увидел. А что это за матрица, что с ней делать, и надо ли что с ней делать, я не представляю, никогда не пытался углубиться в эту область, но думаю следует. Про качели всё понятно, а вот с музыкой разбираться надо. Готов к новым знаниям.

ЦзинШэн
Сообщения: 81
Зарегистрирован: 02 май 2024, 13:28:00

Re: Матрица тоналя

Сообщение ЦзинШэн » 10 янв 2025, 14:46:36

В музыкой, наверное, больше аналогия с аккордом подойдёт. Хотя тоже сильное упрощение...набор аккордов в рамках тональности, что-ли?...

Аватара пользователя
ioneks
Сообщения: 2509
Зарегистрирован: 10 мар 2010, 18:23:08

Re: Матрица тоналя

Сообщение ioneks » 10 янв 2025, 15:57:25

ЦзинШэн, ничего не понял. Чему ты имеешь ввиду аналогичен аккорд? Что — «набор аккордов в рамках тональности»? Поясни, плиз.

ЦзинШэн
Сообщения: 81
Зарегистрирован: 02 май 2024, 13:28:00

Re: Матрица тоналя

Сообщение ЦзинШэн » 10 янв 2025, 16:14:02

ioneks писал(а):
10 янв 2025, 15:57:25
ЦзинШэн, ничего не понял. Чему ты имеешь ввиду аналогичен аккорд? Что — «набор аккордов в рамках тональности»? Поясни, плиз.
Матрице тоналя (или, скорее, её мааааааленькому кусочку), насколько можно эту абстрактную штуку описать словами (ну или, скорее, моё виденье её).
Смотри, если мы приходим к музыке, то для мелодии может быть задана некая тональность (грубо -- набор "допустимых" нот и аккордов, которые состоят из этих нот). И наша жизнь, по большей части, подчиняется сформированной "тональности". Если мы ей подчиняемся, "играем" нужные нотки в нужный момент времени -- происходит сложение событий (вспомним ПМ). "Играем" не в такт, или вставляем нотки не из той "тональности" -- получаем ответку.

serg
Сообщения: 405
Зарегистрирован: 12 ноя 2021, 14:51:41

Re: Матрица тоналя

Сообщение serg » 10 янв 2025, 16:31:56

Йонекс, я уже много написал об этом.
замени "матрицу тоналя" на "матрицу разрешенных состояний".
и вместо тумана(мистики) ты получишь - весьма конкретную суперпозицию Законов, во всей её полноте, создающую и поддерживающую все "Видимое и Невидимое"...
Последний раз редактировалось serg 12 янв 2025, 06:51:14, всего редактировалось 1 раз.

parker-
Сообщения: 39
Зарегистрирован: 13 сен 2024, 10:59:26

Re: Матрица тоналя

Сообщение parker- » 11 янв 2025, 21:50:21

ioneks писал(а):
10 янв 2025, 12:57:29
Поэтому для начала нашего разговора давайте разберёмся с тем, что такое тональность в музыке.
Музыканты, надеюсь, исправят, если не так.

Тональность - звучание лада* на определенной высоте (мажорные, минорные).
*(система звуков, которые организованы друг с другом по высоте)

Например, если песню "в траве сидел кузнечик", споет ученица 1 класса, ее мать или сосед, то звучать она будет по-разному. Ноты те же, но их частота будет отличаться во всех этих случаях. Разная тональность.

То есть определенный частотный диапазон задает конкретную тональность. Тональность, наверное, можно считать "полем", в котором могут находиться и взаимодействовать эти определенные частоты. Если частоты меняются, то изменяется и тональность.
Можно добавить, что резонанс может усиливать определенные ноты, делая их более заметными в контексте какой-то тональности.

Аватара пользователя
ioneks
Сообщения: 2509
Зарегистрирован: 10 мар 2010, 18:23:08

Re: Матрица тоналя

Сообщение ioneks » 11 янв 2025, 23:53:14

Музыканты знают, что нота «ля» какой-то там октавы имеет частоту 440 герц. То есть, если нечто колеблется ровно 440 раз в секунду, то ухо будет слышать именно ноту ля. Не 445, не 439.5, а 440. Но почему именно 440? Что такого особенного в этой частоте? Какими законами природы обусловлен её выбор? Ведь и понятие секунды-то — условность людей. Вот то-то и оно, что никакими! Выбор этой частоты абсолютно произволен. Можно было бы выбрать и 445, и 1445, и любую другую. Взяли 440 для круглого счёта просто.

Это намекает нам на то, что в природе нет никакой разницы между тем, какая звучит частота. Все они с точки зрения законов природы равнозначны.

Но что произойдёт, если мы из этого непрерывного и совершенного однородного поля частот выберем какую-нибудь одну. Ну, для ясности, давайте выберем частоту в 1 герц. Одно колебание в секунду. Возьмём его за точку отсчёта. Давайте возьмём любой колебательный процесс с частотой в один герц. Да хотя бы тикание часов. В этот самый момент, в один миг всё поле частот тут же перестанет быть однородным! Относительно нашего опорного колебательного процесса одногерцовой частоты все остальные частоты становятся неодинаковы. Что это за неодинаковость, спросите вы? Это очень важная неодинаковость, которая на один шаг продвинет нас в сторону понимания того, что же такое матрица тоналя. На один очень важный шаг.

Всё дело в резонансе. Представьте, что перед вами все тот же маятник, на который вы дуете раз в секунду. В этот раз придётся именно представлять, потому что такой эксперимент можно провести только мысленно. Так вот, маятник перед вами, вы дуете на него, а рядом с вами в обе стороны, сколько хватает глаз, сидят ваши копии, и тоже дуют на свои маятники. Всё один в один, вот только каждый следующий человек слева имеет маятник чуть длинее, чем у предыдущего. Слева от него — ещё чуть-чуть длинее, и так далее. А вправо — наоборот, у каждого следующего маятник чуть короче. Но дуют все одинаково — раз в секунду.

И вот теперь вопрос на засыпку. Как вы думаете, у всех ли ваших копий маятники будут качаться одинаково? Нет. Вы знаете, что если дину верёвки чуть-чуть изменить, то резонанс пропадает, поэтому у ваших соседей маятники раскачиваться не будут. Но это только у ближних соседей. Если вы посмотрите дальше, вдоль этого бесконечного ряда своих копий, то увидите, что у некоторых из них маятники качаются почти так же сильно, как у вас. Только у некоторых! Мало у кого. Но они есть. Удивительно, не так ли? Абсолютно однородные условия для всех сидящих, а маятники качаются по-разному! У большинства — почти никак, а у некоторых — хорошо качаются!

Вот она, неоднородность, возникающая на шкале частот, когда вы выбираете некоторую частоту за базу. В музыке для этой частоты даже есть свой термин. Она называется «тоника», и считается главной из нот. И это вовсе не совпадение, что в качестве тоники в разных произведениях может быть выбрана абсолютно любая нота. Этим музыка подтверждает, что все частоты изначально одинаковы, и любая может стать самой главной.

Но сейчас нам надо понять, почему некоторые маятники у ваших копий хорошо раскачиваются, а остальные — нет. Это так же легко представить на примере качели. Если вы будете подталкивать качелю не на каждом её ходе, а на каждом втором, то вы раскачаете её ничуть не хуже. Просто это займёт больше времени. Так же можно качать её и на каждом третьем, или каждом четвёртом ходе. Это иллюстрирует важное свойство резонанса: резонируют не только совпадающие, но и кратные частоты. И кроме совпадающих частот (в музыке это называется «прима») лучше всего резонируют частоты, различающиеся вдвое. Ноты, частота которых отличается вдвое образуют интервал, который называется «октава». Но я отвлёкся.

Поразмыслите над этим. Всё ли вам понятно? Понятно ли вам, что один периодический колебательный процесс создаёт свой «рельеф» неоднородностей на всей шкале частот? Понятно ли, почему частоты становятся неравнозначны, если есть некоторый «опорный» колебательный процесс? Тут нет ничего сложного, с этим нужно разобраться, это поможет нам приблизиться к пониманию того, что такое матрица тоналя.

serg
Сообщения: 405
Зарегистрирован: 12 ноя 2021, 14:51:41

Re: Матрица тоналя

Сообщение serg » 12 янв 2025, 07:04:30

ioneks писал(а):
11 янв 2025, 23:53:14

Но что произойдёт, если мы из этого непрерывного и совершенного однородного поля частот выберем какую-нибудь одну. Ну, для ясности, давайте выберем частоту в 1 герц. Одно колебание в секунду. Возьмём его за точку отсчёта. Давайте возьмём любой колебательный процесс с частотой в один герц. Да хотя бы тикание часов. В этот самый момент, в один миг всё поле частот тут же перестанет быть однородным! Относительно нашего опорного колебательного процесса одногерцовой частоты все остальные частоты становятся неодинаковы. Что это за неодинаковость, спросите вы? Это очень важная неодинаковость, которая на один шаг продвинет нас в сторону понимания того, что же такое матрица тоналя. На один очень важный шаг.

эта "неодиноковость" называется : "форматирование "воспринимаемого внешнего" внутри своего сознания по своей "таблице мироописания" ". и это твоя "внутренняя реальность".
не внешняя - внутренняя.
потому буддисты и говорят - что "всё видимое есть Иллюзия"...
твой пример с нотами и колебаниями маятника - всё настолько сильно упрощает, что Суть обсуждаемого - исчезает. есть ведь такое, о чём "просто" - не скажешь и не напишешь, без "потери сути".
ты воспринял Суть - целостно, это - хорошо... но теперь тебе надо провести Анализ воспринятого, и затем, Уяснив Детали - провести Синтез - внутри своего сознания...тогда у тебя будет внутри - Модель того что ты ранее "воспринял целостным".
я же предложил уже такую модель - проделав всё то что для тебя сейчас - описал. пользуйся, что тебе не нравится? :)

Аватара пользователя
ioneks
Сообщения: 2509
Зарегистрирован: 10 мар 2010, 18:23:08

Re: Матрица тоналя

Сообщение ioneks » 12 янв 2025, 10:23:37

Примеры неоднородности хорошо нам знакомы по жизни. Например, выходя на улицу мы одеваемся, более или менее по погоде. И часто перед нами встаёт выбор — одеться потеплее, или полегче. Если оденешься полегче — то не получится долго гулять по улице, а если потеплее — то можно спариться в помещении или транспорте. Итак, за дверями вас ждут дела и есть разные возможности, как спланировать день. Все эти возможности разные — как доехать или дойти, в каком порядке сходить куда надо, и т.п. Но как только вы выбираете одежду, в которой пойдёте, эти возможности изменяют своё качество для вас. Если вы в тёплом, то вам удобнее пройти по улице, а если в лёгком — то лучше доехать. Меняется весь расклад дня, пусть и не сильно.

Об этом удобно думать в терминах вероятностей. От выбора одежды изменяются вероятности выбрать тот или иной маршрут. Вероятность одних дел повышается, а других — понижается.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя