Могу наверное попытаться за два вида БИ сказать.
Первый - это вьетнамский стиль hong gia quyen. Там тренер нам про энергии говорил так: "ваша уровень энергии - это способность выдержать тяжелую трехчасовую тренировку, выползти с нее, а наутро чувствовать себя бодро и быть готовым к новой" =) Т.е. он вообще не рассуждал в терминах каких-то там тонких энергий, вибраций, и т.п. в отрыве от их воплощения на физическом уровне, условно говоря "способности выполнить работу". Да и говорил скорее про поток энергии, мощность, которую способно пропустить через себя тело. Говорил, что его мастер - глава школы во Вьетнаме, когда-то выбил из него такого рода иллюзии о тайных знаниях, а потом он планомерно выбил их и из нас.
Конечно, есть специфические для данной школы т.н.
упражнения внутренней энергии. Иногда такое называют жесткий цигун. Это после примерно полутора часов "разминки", когда тело уже готово, становишься в низкую стойку, и выполняешь вот это вот все. В максимальном волевом напряжении, плавно, контролируя все движения, и при этом сохраняя присутствие и фокус внимания на окружающем пространстве. Если тренер, проходя мимо рядов, вдруг увидит что ты отвлекся, задумался о чем-то другом, или того хуже, начал увлекаться внешней формой упражнения, а у тебя на лице появилось характерное выражение "как я охрененно выгляжу", получишь звиздюлину, и пойдешь сначала отжиматься, а потом все переделывать по новой. Работа с пространством это прежде всего работа с партнером. Куча упражнений на то чтобы наносить быстрые четкие удары не выдавая никакой подготовки к ним лишними движениями и выражением лица с одной стороны, и наоборот, стараться предугадывать движения противника по его шевелениям, с другой.
Второй пример - капоэйра. Она совершенно другая. Тренировки проходят в гораздо более расслабленном стиле, везде используется музыка. Капоэйры без музыки не бывает =) Спаррингов нет, есть "рода", когда капоэйристы становятся в круг, поют песни, хлопают в ладоши, играют на традиционных инструментах типа беримбао и атабака, а два человека в центре круга играют. Нет задачи просто побить противника. Надо продемонстрировать красивую игру, способность предугадать и обмануть партнера, владение телом, безошибочность движений, ощущение ритма. Не рассчитать и впилить сложным элементом акробатики в стоящих вокруг людей считается дурным тоном, равно как и по настоящему ударить противника. Это как бы признак непрофессионализма и отсутствия контроля движений. Впрочем, тут в разных школах может быть по разному. Есть даже специальная разновидность игры - "jogo de dentro", которая играется вообще на крохотном пятачке - превосходный тест на умение ощущать пространство =) Я отрабатывал многие элементы дома, на пятачках грубо говоря два на два метра. Когда ты делаешь к примеру такой элемент как
ау батидо втиснувшись по диагонали между острыми углами, ноутом на столе и окном, это требует контроля тела и ощущения пространства. Правда на отработке я таки две люстры в хате разбил, и ногой раз в батарею впилился, неделю хромал =)))
В капоэйре для энергии есть специальный термин - Аше. Когда все все делают правильно, ритм движений подстроен под ритм беримбао, существует взаимодействие не только между играющими внутри круга, но и людьми снаружи, возникает специфическое чувство легкости и радости, когда сложные элементы делаются как будто сами собой. Вот это оно - аше )
И один стиль и второй подразумевают каждый свою "безупречность", наверное. Она проистекает из их нацеленности и следующих из этого понятий эффективности. В ушу надо стремиться к минимизации лишнего движения, сокрытию своих планов и эмоций и т.п. В капоэйре немалое внимание уделяется экспрессивности движений, красоте игры, floreia - украшательствам, плюс снятию собственных загонов из головы =) Как-то так =)