Бинауральные биения
Добавлено: Пн апр 04, 2011 11:44 pm
Есть желание разобраться в этой теме. При чем не на поверхностном уровне, а на фундаментальном.
По роду своей профессиональной деятельности представился случай ознакомиться с основными публикациями, касающимися темы топика, и оказалось, что за этой методикой скрывается довольно интересный механизм.
Сам принцип возникновения биений, полагаю, все и так знают. Два сигнала с одинаковой амплитудой и близкими частотами накладываясь один на другой дают результирующий сигнал, амплитуда которого меняется с частотой, равной разнице их частот.
Это, конечно, на пальцах, но суть должна быть понятна.
Бинауральные биения, в свою очередь, возникают когда два звуковых сигнала с близкими частотами подаются на разные уши. Что при этом происходит - весьма интересный вопрос. Термин бинауральный, применяемый по отношению к слуху, во многом похож на термин бинокулярный, применяемый по отношению к зрению. Пара ушей детектирует звуковой сигнал, приходящий к ним с небольшим сдвигом в пространстве и времени (за счет расположения ушей относительно источника звука и конечности скорости его распространения). Все это приводит к тому, что образуется разница фаз колебаний, по которой мозг способен очень точно определить расположение источника звука (конечно, в определенном диапазоне частот и расстояний, но все же...). На использовании фазового сдвига работают всякие системы трехмерного звука и т.п. Что происходит при подаче на уши двух сигналов с близкими частотами? Мозг склонен интерпретировать их как один и тот же сигнал, у которого, однако, постоянно меняется фазовый сдвиг. А это, в свою очередь, означает, что предполагаемый источник звука постоянно меняет свое расположение в пространстве, в принципе, проходя при этом через голову экспериментатора =) Хотя, понятно, отчетливо ощущать движение источника звука можно будет только при очень небольшой разнице частот сигналов. Вот, картинку даже из википедии выдрал =)
Классической работой, относящейся к теме бинауральных биений, с которой во многом началось их дальнейшее изучение, является работа Джеральда Остера (1973). В ней подробно анализируется физиология восприятия человеком источника звука, и исследуется воздействие бинауральных биений на работу мозга. Высказываются предположения о локализации центров восприятия биений в области ствола головного мозга. В дальнейшем появилось большое количество публикаций, начиная от серьезных исследований влияния бинауральных биений на мозг (в том числе и эффекта "подстройки" ритма мозга под частоту биений), и заканчивая весьма спорными гипотезами о воздействии бинауральных биений на скорость обучения, луцидные сны, индукцию ИСС и т.п.
Тема весьма интересная. Воздействие на состояние сознания может производиться не только с использованием аудиостимуляции. Визуальные стимулы тоже вовсю используются. Примером может служить дриммашина. Кроме того, сам по себе эффект фазового сдвига, фактически, создает иллюзию расположения источника звука в трехмерном пространстве. Обман восприятия сродни тому, который возникает при созерцании 3D картинок (а-ля магический глаз). Стереокартинки же в различных вариантах психотехник весьма интенсивно применяются. У Кастанеды, к примеру, описывается созерцание параллельных теней вроде бы, или линий каких-то, не помню уже точно. Но суть как раз в стереокартинке была. Я когда-то рекомендовал вариант классического упражнения с созерцанием черной точки, базировавшийся на применении 3D картинки, возникающей при рассматривании пары точек расфокусированным взглядом. В моей практике эффект от созерцания возникал гораздо проще и отчетливей. При этом не имело значения, моргнул ты при созерцании точки или нет =) Бинауральные биения же, получается, дают определенные ключи к восприятию звука. Психотехники на этом построить можно на раз-два. При чем, не обязательно классический "Hemi-Sync". Речь идет о сознательной эксплуатации особенностей человеческого восприяия, а не об очередном бездумном использовании вариации "аудионаркотика". Кроме того, восприятие биений само по себе, даже без приложений к психотехнике, весьма интересная тема. Скажем, при некоторых заболеваниях, человек теряет способность к восприятию бинауральных ритмов. Интересно, почему? =)
По роду своей профессиональной деятельности представился случай ознакомиться с основными публикациями, касающимися темы топика, и оказалось, что за этой методикой скрывается довольно интересный механизм.
Сам принцип возникновения биений, полагаю, все и так знают. Два сигнала с одинаковой амплитудой и близкими частотами накладываясь один на другой дают результирующий сигнал, амплитуда которого меняется с частотой, равной разнице их частот.
Это, конечно, на пальцах, но суть должна быть понятна.
Бинауральные биения, в свою очередь, возникают когда два звуковых сигнала с близкими частотами подаются на разные уши. Что при этом происходит - весьма интересный вопрос. Термин бинауральный, применяемый по отношению к слуху, во многом похож на термин бинокулярный, применяемый по отношению к зрению. Пара ушей детектирует звуковой сигнал, приходящий к ним с небольшим сдвигом в пространстве и времени (за счет расположения ушей относительно источника звука и конечности скорости его распространения). Все это приводит к тому, что образуется разница фаз колебаний, по которой мозг способен очень точно определить расположение источника звука (конечно, в определенном диапазоне частот и расстояний, но все же...). На использовании фазового сдвига работают всякие системы трехмерного звука и т.п. Что происходит при подаче на уши двух сигналов с близкими частотами? Мозг склонен интерпретировать их как один и тот же сигнал, у которого, однако, постоянно меняется фазовый сдвиг. А это, в свою очередь, означает, что предполагаемый источник звука постоянно меняет свое расположение в пространстве, в принципе, проходя при этом через голову экспериментатора =) Хотя, понятно, отчетливо ощущать движение источника звука можно будет только при очень небольшой разнице частот сигналов. Вот, картинку даже из википедии выдрал =)
Классической работой, относящейся к теме бинауральных биений, с которой во многом началось их дальнейшее изучение, является работа Джеральда Остера (1973). В ней подробно анализируется физиология восприятия человеком источника звука, и исследуется воздействие бинауральных биений на работу мозга. Высказываются предположения о локализации центров восприятия биений в области ствола головного мозга. В дальнейшем появилось большое количество публикаций, начиная от серьезных исследований влияния бинауральных биений на мозг (в том числе и эффекта "подстройки" ритма мозга под частоту биений), и заканчивая весьма спорными гипотезами о воздействии бинауральных биений на скорость обучения, луцидные сны, индукцию ИСС и т.п.
Тема весьма интересная. Воздействие на состояние сознания может производиться не только с использованием аудиостимуляции. Визуальные стимулы тоже вовсю используются. Примером может служить дриммашина. Кроме того, сам по себе эффект фазового сдвига, фактически, создает иллюзию расположения источника звука в трехмерном пространстве. Обман восприятия сродни тому, который возникает при созерцании 3D картинок (а-ля магический глаз). Стереокартинки же в различных вариантах психотехник весьма интенсивно применяются. У Кастанеды, к примеру, описывается созерцание параллельных теней вроде бы, или линий каких-то, не помню уже точно. Но суть как раз в стереокартинке была. Я когда-то рекомендовал вариант классического упражнения с созерцанием черной точки, базировавшийся на применении 3D картинки, возникающей при рассматривании пары точек расфокусированным взглядом. В моей практике эффект от созерцания возникал гораздо проще и отчетливей. При этом не имело значения, моргнул ты при созерцании точки или нет =) Бинауральные биения же, получается, дают определенные ключи к восприятию звука. Психотехники на этом построить можно на раз-два. При чем, не обязательно классический "Hemi-Sync". Речь идет о сознательной эксплуатации особенностей человеческого восприяия, а не об очередном бездумном использовании вариации "аудионаркотика". Кроме того, восприятие биений само по себе, даже без приложений к психотехнике, весьма интересная тема. Скажем, при некоторых заболеваниях, человек теряет способность к восприятию бинауральных ритмов. Интересно, почему? =)